Новоселова Мария Викторовна

  • Обо мне
  • Публикации
  • Родителям
  • Методики
  • Литература для педагогов
  • Обо мне
  • Публикации
  • Родителям
  • Методики
  • Литература для педагогов
smmscore.com
Главная Методики

Методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса (младшее и среднее звено)

Цель методики состоит в изучении уровня и характера тревожности, связанной со школой у детей младшего и среднего школьного возраста.

Тест состоит из 58 вопросов, которые могут зачитываться школьникам, а могут и предлагаться в письменном виде. На каждый вопрос требуется однозначно ответить “Да” или “Нет”.

Инструкция: “Ребята, сейчас Вам будет предложен опросник, который состоит из вопросов о том, как Вы себя чувствуете в школе. Старайтесь отвечать искренне и правдиво, здесь нет верных или неверных, хороших или плохих ответов. Над вопросами долго не задумывайтесь.

Отвечая на вопрос, записывайте его номер и ответ “+”, если Вы согласны с ним, или “-”, если не согласны”.

Обработка и интерпретация результатов.

При обработке результатов выделяют вопросы; ответы на которые не совпадают с ключом теста. Например, на 58-й вопрос ребенок ответил “Да”, в то время как в ключе этому вопросу соответствует “-”, то есть ответ “нет”. Ответы, не совпадающие с ключом - это проявления тревожности. При обработке подсчитывается:

1. Общее число несовпадений по всему тексту. Если оно больше 50 %, можно говорить о повышенной тревожности ребенка, если больше 75 % от общего числа вопросов теста – о высокой тревожности.

2. Число совпадений по каждому из 8 факторов тревожности, выделяемых в тексте. Уровень тревожности определяется так же, как в первом случае. Анализируется общее внутреннее эмоциональное состояние школьника, во многом определяющееся наличием тех или иных тревожных синдромов (факторов) и их количеством.

 № вопросов

1. Общая тревожность в школе       

2, 3, 7, 12, 16, 21, 23, 26, 28, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53. 54. 55, 56, 57, 58;

сумма = 22

2. Переживание социального стресса       

5. 10, 15. 20, 24. 30, 33, 36. 39, 42, 44 сумма = 11

3. Фрустрация потребности в достижение успеха      

1. 3, 6. 11. 17. 19, 25, 29, 32, 35, 38, 41, 43; сумма = 13

4. Страх самовыражения        

27, 31, 34, 37, 40, 45; сумма = 6

5. Страх ситуации проверки знаний

2, 7, 12, 16, 21, 26; сумма = 6

6. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих        

3,8,13,17.22; сумма = 5

7. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу       

9,14.18.23,28; сумма = 5

8. Проблемы и страхи в отношениях с учителями     

2,6,11,32.35.41.44.47; сумма = 8

 КЛЮЧ К ВОПРОСАМ

1 -       

7-         

13-       

19-       

25 +     

31 -      

37-       

43 +     

49-       

55-

 

2 _       

8-         

14-       

20 +     

26-       

32-       

38 +     

44 +     

50-       

56-

 

3-         

9-         

15-       

21 -      

27-       

33-       

39 +     

45-       

51 -      

57-

 

4-         

10-       

16-       

22 +     

28-       

34-       

40-       

46-       

52-       

58-

 

5-         

11 +     

17-       

23-       

29-       

35 +     

41 +     

47-       

53-       

 

 

6-         

12-       

18-       

24 +     

30 +     

36 +     

42 -      

48-       

54-       

Результаты

1) Число несовпадений знаков (“+” - да, “-” - нет) по каждому фактору (абсолютное число несовпадений в процентах: < 50 %; > 50 % и 75%).

 Для каждого респондента.

2) Представление этих данных в виде индивидуальных диаграмм.

3) Число несовпадений по каждому измерению для всего класса; абсолютное значение - < 50 %; > 50 % и 75%.

4) Представление этих данных в виде диаграммы.

5) Количество учащихся, имеющих несовпадения по определенному фактору 50 % и 75 % (для всех факторов).

6) Представление сравнительных результатов при повторных замерах.

 7) Полная информация о каждом учащемся (по результатам теста).

 Содержательная характеристика каждого синдрома (фактора).

Общая тревожность в школе - общее эмоциональное состояние ребенка, связанное с различными формами его включения в жизнь школы.

Переживания социального стресса – эмоциональное состояние ребенка, на фоне которого развиваются его социальные контакты (прежде всего - со сверстниками).

Фрустрация потребности в достижении успеха - неблагоприятный психический фон, не позволяющий ребенку развивать свои потребности в успехе, достижении высокого результата и т. д.

Страх самовыражения - негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей.

Страх ситуации проверки знаний - негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки (особенно - публичной) знаний, достижений, возможностей.

Страх несоответствовать ожиданиям окружающих - ориентация на значимость других в оценке своих результатов, поступков, и мыслей, тревога по поводу оценок, даваемых окружающим, ожидание негативных оценок.

Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу - особенности психофизиологической организации, снижающие приспособляемость ребенка к ситуациям стрессогенного характера, повышающие вероятность неадекватного, деструктивного реагирования на тревожный фактор среды.

Проблемы и страхи в отношениях с учителями - общий негативный эмоциональный фон отношений со взрослыми в школе, снижающий успешность обучения ребенка.

Текст опросника.

 Трудно ли тебе держаться на одном уровне со всем классом?

  • Волнуешься ли ты, когда учитель говорит, что собирается проверить, насколько ты знаешь материал?
  • Трудно ли тебе работать в классе так, как этого хочет учитель?
  • Снится ли тебе временами, что учитель в ярости от того, что ты не знаешь урок?
  • Случалось ли, что кто-нибудь из твоего класса бил или ударял тебя?
  • Часто ли тебе хочется, чтобы учитель не торопился при объяснении нового материала, пока ты не поймешь, что он говорит?
  • Сильно ли ты волнуешься при ответе или выполнении задания?
  • Случается ли с тобой, что ты боишься высказываться на уроке, потому что боишься сделать глупую ошибку?
  • Дрожат ли у тебя колени, когда тебя вызывают отвечать?
  • Часто ли твои одноклассники смеются над тобой, когда вы играете в разные игры?
  • Случается ли, что тебе ставят более низкую оценку, чем ты ожидал?
  • Волнует ли тебя вопрос о том, не оставят ли тебя на второй год?
  • Стараешься ли ты избегать игр, в которых делается выбор, потому что тебя, как правило, не выбирают?
  • Бывает ли временами, что ты весь дрожишь, когда тебя вызывают отвечать?
  • Часто ли у тебя возникает ощущение, что никто из твоих одноклассников не хочет делать то, чего хочешь ты?
  • Сильно ли ты волнуешься перед тем, как начать выполнять задание? Трудно ли тебе получать такие отметки, каких ждут от тебя родители?
  • Боишься ли ты временами, что тебе станет дурно в классе?
  • Будут ли твои одноклассники смеяться над тобой, ли ты сделаешь ошибку при ответе?
  • Похож ли ты на своих одноклассников?
  • Выполнив задание, беспокоишься ли ты о том, хорошо ли с ним справился?
  • Когда ты работаешь в классе, уверен ли ты в том, что все хорошо запомнишь?
  • Снится ли тебе иногда, что ты в школе и не можешь ответить на вопрос учителя?
  • Верно ли, что большинство ребят относится к тебе по-дружески?
  • Работаешь ли ты более усердно, если знаешь, что результаты твоей работы будут сравниваться в классе с результатами твоих одноклассников?
  • Часто ли ты мечтаешь о том, чтобы поменьше волноваться, когда тебя спрашивают?
  • Боишься ли ты временами вступать в спор?
  • Чувствуешь ли ты, что твое сердце начинает сильно биться, когда учитель говорит, что собирается проверить твою готовность к уроку?
  • Когда ты получаешь хорошие отметки, думает ли кто-нибудь из твоих друзей, что ты хочешь выслужиться?
  • Хорошо ли ты себя чувствуешь с теми из твоих одноклассников, к которым ребята относятся с особым вниманием?
  • Бывает ли, что некоторые ребята в классе говорят что-то, что тебя задевает?
  • Как ты думаешь, теряют ли расположение те из учеников, которые не справляются с учебой?
  • Похоже ли на то, что большинство твоих одноклассников не обращают на тебя внимание?
  • Часто ли ты боишься выглядеть нелепо?
  • Доволен ли ты тем, как к тебе относятся учителя?
  • Помогает ли твоя мама в организации вечеров, как другие мамы твоих одноклассников?
  • Волновало ли тебя когда-нибудь, что думают о тебе окружающие?
  • Надеешься ли ты в будущем учиться лучше, чем раньше?
  • Считаешь ли ты, что одеваешься в школу так же хорошо, как и твои одноклассники?
  • Часто ли ты задумываешься, отвечая на уроке, что думают о тебе в это время другие?
  • Обладают ли способные ученики какими-то особыми правами, которых нет у других ребят в классе?
  • Злятся ли некоторые из твоих одноклассников, когда тебе удается быть лучше их?
  • Доволен ли ты тем, как к тебе относятся одноклассники?
  • Хорошо ли ты себя чувствуешь, когда остаешься один на один с учителем?
  • Высмеивают ли временами твои одноклассники твою внешность и поведение?
  • Думаешь ли ты, что беспокоишься о своих школьных делах больше, чем другие ребята?
  • Если ты не можешь ответить, когда тебя спрашивают, чувствуешь ли ты, что вот-вот расплачешься?
  • Когда вечером ты лежишь в постели, думаешь ли ты временами с беспокойством о том, что будет завтра в школе?
  • Работая над трудным заданием, чувствуешь ли ты порой, что совершенно забыл вещи, которые хорошо знал раньше?
  • Дрожит ли слегка твоя рука, когда ты работаешь над заданием?
  • Чувствуешь ли ты, что начинаешь нервничать, когда учитель говорит, что собирается дать классу задание?
  • Пугает ли тебя проверка твоих знаний в школе?
  • Когда учитель говорит, что собирается дать классу задание, чувствуешь ли ты страх, что не справишься с ним?
  • Снилось ли тебе временами, что твои одноклассники могут сделать то, чего не можешь ты?
  • Когда учитель объясняет материал, кажется ли тебе, что твои одноклассники понимают его лучше, чем ты?
  • Беспокоишься ли ты по дороге в школу, что учитель может дать классу проверочную работу?
  • Когда ты выполняешь задание, чувствуешь ли ты обычно, что делаешь это плохо?
  • Дрожит ли слегка твоя рука, когда учитель просит сделать задание на доске перед всем классом?

Место работы

МАОУ "Средняя общеобразовательная школа №20" г.о. Балашиха

© новоселовамв.рф

Сайт педагога-психолога